Секция правовых дисциплин «Управление интеллектуальной собственностью»

21 апреля 2021 года в рамках проведения «Недели науки — 2021» прошло второе заседание секции правовых дисциплин «Управление интеллектуальной собственностью», организованной кафедрой гуманитарных наук. В состав жюри вошли старший преподаватель кафедры гуманитарных наук С.А. Птичкина – председатель, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук О.В. Ипатова. В ходе заседания секции заслушано 24 доклада студентов машиностроительного и строительного факультетов первого, четвертого и пятого курсов групп А-40, Д-22, МАПП-10, МАПП-7.

Можно отметить следующие работы, в которых тема раскрыта наиболее полно, в которых предпринята успешная попытка анализа проблемы: «Актуальные вопросы правовой защиты промышленных образцов и объемных товарных знаков»  студентки 5 курса строительного факультета группы А-40 Перец Марины Александровны (научный руководитель – ст. преп. О.В. Ипатова), которая заняла первое место; «Искусственный интеллект и интеллектуальная собственность» студентка 1 курса машиностроительного факультета группы МАПП-10 Марчука Андрея Геннадьевича (второе место, научный  руководитель –ст. преп. О.В. Ипатова); «Стратегии продвижения на рынок объектов интеллектуальной собственности» студента 4 курса машиностроительного факультета группы МАПП-7 Миховича Артёма Сергеевича (3 место, научный руководитель – ст. преп. О.В. Ипатова); «Правовое регулирование защиты неимущественных прав исполнителей в Республике Беларусь» Пашук Марины Валерьевны, студентки 4 курса строительного факультета группы Д-22 (научный руководитель – ст. преп.С.А.Птичкина).

 Одной из поднятых проблем секции (доклад «Искусственный интеллект и интеллектуальная собственность») стала проблема искусственного интеллекта. На сегодняшний день искусственный интеллект – это новая и обширная область применения цифровых технологий, которая призванa сыграть одну из важных ролей в мировом развитии путем изменения нaшего образа жизни и нашей деятельности. Основные вопросы возникают при правовом регулировании общественных отношений в связи с созданием объектов интеллектуальной собственности с помощью искусственного интеллекта или даже их генерировaнием собственно искусственным интеллектом в автономном режиме. Следует отметить, что развитие технологий искусственного интеллекта не стоит на месте и является неотъемлемой частью четвертой промышленной революции.

Основные концептуальные принцип следующие: права авторства и собственности на объекты интеллектуальной собственности должны быть предоставлены одушевленному субъекту – человеку (коллективу) – разработчику искусственного интеллекта с фиксацией последнего как субъекта или инструмента субъекта права; искусственны        интеллект должен служить инструментом усиления человеческого творческого потенциала с учетом свободы творчества, но с предусмотренными дополнительными мерами ответственности.

Быстрое развитие компьютерной техники и систем программирования привели к появлению технологий и систем искусственного интеллекта, которые могут работать в автономном режиме. Такие технологии и системы могут создавать объекты интеллектуальной собственности. Следовательно, возникают проблемные вопросы о правосубъектности искусственного интеллекта по отношению к интеллектуальной собственности. ВОИС ведет интенсивную работу по решению не только вопросов использования возможностей, предоставляемых искусственным интеллектом, но и принципиально важных правовых вопросов, связанных с искусственным интеллектом, которые требуют решения на международном уровне.

В докладе «Актуальные вопросы правовой защиты промышленных образцов и объемных товарных знаков» рассматривался актуальные вопросы защиты дизайна товара. Сегодня с помощью брендов производители завоёвывают потребительский рынок. Потребителям бренды служат своеобразным путеводителем среди конкурирующих товаров и фирм. Визуальные элементы товара играют ключевую роль в брендинге. Дизайн товара в праве интеллектуальной собственности может рассматриваться как произведение дизайна (объект авторского права), как промышленный образец (англ. Design, объект права промышленной собственности), как товарный знак – в первую очередь как объёмный товарный знак (средство индивидуализации) или просто как внешний вид, независимо от наличия или отсутствия признаков вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности (объект защиты от недобросовестной конкуренции).

В силу большой схожести промышленного образца с объемным товарным знаком последний мало используется по сравнению с другими видами товарных знаков. Объемный товарный знак и промышленный образец защищают внешний вид товара, и поэтому сложно уловить разницу в понимании правовых аспектов этих двух объектов интеллектуальной собственности. Промышленный образец, выполняющий функции товарного знака при реализации продукции, может охраняться в качестве объёмного товарного знака. Это имеет место в том случае, если форма или упаковка товаров обладает различительной способностью. И наоборот, объёмный товарный знак, определяющий внешний вид изделия (товара), может охраняться дополнительно и как промышленный образец. Использование кумулятивной защиты дизайна товара: защиты свидетельством о регистрации объемного товарного знака в совокупности с защитой патентом на промышленный образец – преодолевает недостатки каждого из указанных способов защиты.

В докладе «Стратегии продвижения на рынок объектов интеллектуальной собственности» отмечено, что в условиях перехода Республики Беларусь на инновационный путь развития, который обозначен в качестве одного из приоритетов, особое значение при ограниченных сырьевых ресурсах страны приобретает эффективность использования создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в целях повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внешних и внутреннем рынках.

Для предприятий и организаций Республики Беларусь при разработке и выводе на рынок продукции, содержащей охраняемые объекты интеллектуальной собственности, предпочтительными являются такие стратегии, как: оборонительная стратегия, патентно-лицензионная стратегия, стратегия создания имиджа организации, мотивационная стратегия, стратегия формирования уставного капитала предприятия и стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности. В отдельных случаях для крупных производителей страны, имеющих значительную долю мирового рынка, возможно использование наступательной стратегии.